Алзамай
городДата основания: 1897
Городской статус с: 1955
Часовой пояс: UTC+8
Телефонный код: +739517
Почтовый индекс: 665160
Ближайший аэропорт: Нижнеудинск
Город Алзамай расположен в долине правого притока Бирюсы - речки Топорок, в лесистой местности. По занимаемой площади он самый маленький из аналогичных по статусу населённых пунктов в Иркутской области. Он расположен в её западной части между Нижнеудинском и Тайшетом. От областного центра он удалён на 598 километров. Его территорию пересекает Транссиб.
По направлению к западу и востоку от городских окраин простираются холмистые возвышенности водоразделов Уды и Бирюсы. На юго-западе возвышаются отроги Восточных Саян. Безморозный период составляет три месяца. Последние заморозки отмечаются в начале июня, первые - в первых числах сентября. Половина осадков, выпадающих в течение года, приходится на период с мая по август.
Своим возникновением город обязан Транссибу. Во время его строительства в здешних местах появился рабочий посёлок. Его первые жилые строения поставили в нескольких километрах от старинного села Алзамай, расположенного у Московского тракта. Его жители занимались в основном обслуживанием транзитного гужевого транспорта. Железная дорога прошла восточнее села, по благоприятному для строительства участку долины реки Топорок.
В конце 1890-х годов в рабочем посёлке открыли железнодорожную станцию и назвали её также как и соседнее село - Алзамай. С начала введения столыпинской реформы сюда стали прибывать переселенцы из губерний Центральной России, Белоруссии и Украины. Прибывшие крестьяне осваивали свободные земли и занимались их возделыванием. Излишки урожая отправлялись на продажу в соседние губернии в вагонах. Впоследствии по железной дороге транспортировались пиломатериалы, которые производились на местном лесопильном производстве.
В дореволюционный период пристанционный посёлок относился к Алзамайской волости. В середине 1920-х годов после административно-территориальных преобразований он включён в состав Нижнеудинского района. С увеличением производства лесопильных предприятий открыли ремонтно-механический завод, специализирующийся на обслуживании железной дороги и ремонте оборудования для лесозаготовительных предприятий.