Монастырский комплекс в селе Ахпат внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его историческую и культурную ценность трудно переоценить. Здания монастыря возвышаются над деревенскими застройками Ахпата и видны каждому въезжающему со стороны города Алаверди. Находится в северной Армении, за 170 километров от Еревана.
Первой постройкой в середине 10-го века на месте будущего монастыря стала церковь Святого Знамения (Сурб Ншан). На средства и под руководством жены лорийского царя Ашота III Багратуни. Это простой однокупольный храм довольно аскетичного убранства. Во внутреннем пространстве апсиды над алтарем сохранились остатки росписи 13-го века, изображающей лик Христа Спасителя. Над входом установлен барельеф сыновей Ашота Смбата и Кюрике, держащих в руках модель самого храма Сурб Ншан. В разное время к трем фасадным стенам церкви пристраивались гавиты. Самый большой из них превосходит пространство самого храма почти вдвое. С лева от него находится однокупольная церковь Богоматери (Суб Аствацацин) начала 11-го века. С права — церковь Святого Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич) того же периода.
Гавит Амазаспа — самое масштабное сооружение монастыря нерелигиозного назначения, а так же самый большой гавит во всей Армении. Его площадь составляет 330 квадратных метров, а потолок поддерживает 4 массивные колонны. Построен во второй половине 13-го века по заказу тогдашнего настоятеля монастыря. На возвышенности перед входом в гавит Амазаспа стоит колокольня середины 13-го века, ставшая, в последствии, примером для более поздних построек подобного назначения. Два яруса крестовой планировки венчает семигранная ротонда-звонница.
С 11-го века монастыри и церкви Армении стали оплотом просвещения. Скрипторий и школа Ахпата открылись уже в 10-м веке. Кроме Священного Писания здесь преподавали историю, философию, грамматику, основы изобразительного искусства и ремесло. В 11-ом веке у стен храма Сурб Ншан пристроили гавиты для занятий и квадратное книгохранилище.
У западной стены монастырского комплекса особняком стоят усыпальницы рода Уканянц конца 13-го века. Чуть дальше расположено здание трапезной и трехарочный вход в каменную надстройку над родником, куда до сих пор сходятся местные жители за водой.