Мадарский всадник — барельеф, высеченный на отвесной скале неподалёку от села Мадара Шуменской области. Объект находится на территории Национального историко-археологического заповедника Мадара, главным символом которого и является. Кроме всадника в заповеднике есть ряд других археологических памятников.
История
Барельеф всадника создан в 8 веке, во эпоху Первого Болгарского царства. Считается, что он изображает хана (царя) Тарвела, который, вероятно, и был инициатором создания монументального наскального творения.
Одновременно со всадником над барельефом создавались надписи (также названные Мадарскими), которые описывают историю Болгарского царства в 705-801 года.
Впервые Мадарский всадник описан австрийским географом, «Балканским Колумбом» Феликсом Каницом в 1872 году. Но чтобы детально изучить барельеф, нужны были леса. Потому лишь в 1895 удалось рассмотреть всадника вблизи.
Описание
Мадарский всадник высечен на 100-метровой отвесной скале на высоте 23 метров. Он представляет барельеф человека на коне, который смотрит вправо и вонзает копьё во льва, лежащего у ног коня. Позади всадник бежит собака, перед лицом — плохо различимая из-за эрозии птица (скорее всего, орёл). Над памятником высечены надписи. От барельефа верх на плато Мадара ведут крутые ступени. Всадник изображён практически в натуральную величину: 2,6 метра в высоту и 3,1 метра в длину.
Мадарские надписи сделаны на средевековом греческом языке. Это указывает на культурное влияние Византии на Болгарское царство.
Кроме того, с барельефом связан культовый комплекс, созданный болгарским правителем первой половины 9 века Омуртагом. Он находится на террасе у подножья скалы и включает храмы, дворцовые и другие постройки. Неподалёку находится «Пещера нимф», где ещё фракийцы поклонялись своим богам.
В окрестностях найдено огромное количество археологического материала, в том числе фигурки фракийского героя-всадника Героса. В связи с этим, есть версии, что Мадарский всадник создан гораздо раньше. Болгары лишь придали ему более подходящий для их целей вид. Установлено, что лев на барельефе прежде был другим животным, а лошадь имела другой вид.