Акведук Потнкисиллте расположен в графстве Рексэм на северо-востоке Уэльса. Он высится над долиной Лланголлен, пересекая реку Ди, и находится между поселениями Вронкисиллте и Кевн-Маур. Понткисиллте — судоходный акведук, часть канала Лланголлен. Это самый длинный акведук Великобритании и самый высокий на планете.
История
Промышленный водный путь, который прокладывали через графство Рексэм имел несколько вариантов. Остановились не на менее затратном плане, который бы прошёл восточнее, а на дорогом, пересекающем долину Лланголлен. Связано это было с тем, что предполагаемы канал пролегал через регион с богатыми месторождениями угля.
Реализацию амбициозного плана доверили инженерам Томасу Телфорду и Уильяму Джессопу. Первоначально план включал постройку системы каналов и шлюзов, который стал бы частью канала Элсмир (он соединял реку Северн и Ливерпульский порт). Но Телфорд, вдохновлённый успехом своего первого чугунного акведука Лонгдон-он-Терн (введён в эксплуатацию в 1796), заменил в плане систему канала акведуком. При этом он посрамил скептиков, которые не верили в возможность постройки такого гидротехнического сооружения.
Строительство началось в 1795 году и продолжалось десять лет. Оно обошлось в 47 тысяч фунтов стерлингов (на современный курс — 3,84 миллиона). Впрочем, инвестиции не окупились из-за того, что полностью проект так и не реализовали. Построили лишь три четверти предполагаемого канала. В 1808 году Телфорд построил на реке Ди канал для водоснабжения акведука, а также искусственный водослив, известный как водопад Подкова.
Акведук так и не подключили к каналу Элсмир, но зато он использовался для региональных нужд, обслуживая окрестные промышленные предприятия. В середине 19 века акведук приобрела крупная фирма, задумавшая переделать Понткисиллте в железнодорожный мост. Но идея эта провалилась.
В 1936 году после открытия канала Поуис значительно сократилось коммерческое судоходство по Понткисиллте. Три года спустя вообще прекратили всякое движение суден вследствие аварии на акведуке. Однако сооружение решили не сносить, так его использовали в водоснабжении района.
Во второй половине 20 века Понткисиллте постепенно стал туристическим объектом, так как возрос поток прогулочных лодок. С 1980-х годов бывший промышленный акведук назвали каналом Лланголлен. Ежегодно по нему проходит 15 тысяч лодок.
Описание
Длина Понткисиллте составляет 307 метров, ширина — 3,7 метров, глубина — всего 1,6 метров. Чугунный жёлоб, наполненный водой, находится на высоте 38 метров. Его поддерживают 18 железных арочных рёбер, лежащих на полых каменных столбах. Клиновидные столбы у основания имеют ширину 8 метров, на верхнем конце — 5 метров. Каждый из арочных пролётов в ширину достигает 16 метров.
Для уменьшения веса конструкции строительный камень скрепляли раствором, который состоял из воды, извести и бычьей крови. Жёлоб решили делать из чугуна, а не из камня и глины. Металл выплавляли на находящемся в окрестностях заводе.
Акведук Понткисиллте считается значимым объектом в истории гражданской архитектуры в эпоху индустриальной революции.