Паломническая церковь в Висе — архитектурный памятник в стиле рококо, главное творение архитектора Доминикуса Циммермана. Церковь расположена у подножья Альп в деревне Вис, на юго-западе Баварии (коммуна Штайнгаден) и относится к епархии Аугсбурга.
История
В деревне Вис некогда стояла скульптура Иисуса Христа, которого подвергали бичеванию. В 1738 году у скульптуры увидели слёзы, и эта новость быстро разнеслась по округе. Сюда потянулись паломники. Молельный дом, где находилась скульптура, не мог вместить всех жаждущих лицезреть страждущего Иисуса, поэтому местные власти решили построить для паломников церковь.
Храм заложили в 1745 году. Строительством занимались братья Иоганн Баптист и Доминикус Циммерманы под присмотром настоятеля Штайнгаденского монастыря. Возведение и отделка церкви продолжались девять лет. За это время стоимость строительства возросла с первоначальных оценочных 39 тысяч до 180 тысяч гульденов. Работу финансировал монастырь, и это было непосильное финансовое бремя для него. Тем не менее, церковь не знала отбоя у паломников.
В 1803 году, когда власти провели секуляризацию Штайнгаденского монастыря, хотели закрыть и церковь в Висе. Однако этому воспротивились местные жители, и храм удалось сохранить.
Церковь до сих пор пользуется популярностью среди католиков региона. Здесь проводят религиозные праздники и фестивали. При церкви даже существует духовное братство, насчитывающее 350 членов.
Описание
Внешне церковь в Висе — скромный храм. Овальный в плане, он ничем не примечательный среди сельских церквей региона. Со стороны башни-колокольни к церкви пристроено двухэтажное барочное здание — летняя резиденция аббата. Также в нём проживали священники, опекавшие паломников.
Выдающимся памятником архитектуры церковь в Висе делает внутренняя отделкой. Это настоящий шедевр рококо, резко контрастирующий с минималистичным, аскетическим фасадом. Внутри храма находится царство лепнины, кремовых тонов, эллипсоидных и вытянутых форм. По задумке архитекторов, такая роскошь в глухой пастушеской деревне должна была передавать спонтанность религиозного экстаза.
Если фасад церкви был работой братьев Циммерманов, то внутреннее убранство — плод коллективного творчества. Потолок с плоским куполом украшает фреска в технике trompe-l'œil (обманка). Алтарь создавал придворный мюнхенский художник Бальтазар Августин Альбрехт. Фигуры «отцов церкви», богословов Иеронима, Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного и Григория Великого — тирольский скульптор Антон Штурм. Четыре из семи колоколов отливали в 1750 в Аугсбурге.