Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах — святилище на границе исторических областей Трифилия, Аркадия и Мессения, расположенное в Аркадских горах Пелопоннеса. Оно находится на высоте 1130 метров на западном склоне горы Котилион. Храм построили жители города Фигалия и посвятили Аполлону-Эпикурию, то есть Аполлону-Спасителю. По одной из версий, это божество помогло фигалийцам в войне со Спартой. По другой — сохранил от чумы, которая бушевала в регионе в годы Пелопоннесской войны (5 век до нашей эры).
История
Первый храм в Бассах построили ещё в архаический период Древней Греции. В 7 веке до нашей эры здесь существовало поселение, центральным местом которого был храм. Очевидно, что храм перестраивали в 6-5 веках до нашей эры. Те части святилища, которые дошли до наших дней, приписывают архитектору Иктину (строителю Парфенона) и датируют 430-420 годам до нашей эры.
Храм считался одним из самых великолепных на греческой земле. Использовался он до 4-5 веков, а был закрыт по причине гонений на язычников.
Исследования
Храм находился далеко в стороне от основных греческих городов, что, видимо, сыграло немалую роль в относительно хорошей его сохранности. В 1765 году храм случайно обнаружил французский архитектор Бошер, но лишь в 1812 году это место удалось исследовать. Архитекторам британцу Чарльзу Роберту Кокереллу и немцу Карлу Галлеру фон Галлерштейну с разрешения турецкого наместника Пелопоннеса описали древний храм и полулегально вывезли 23 плиты и фриза и разошлись по европейским музеям (прежде всего, Британскому).
В 1836 году опубликовали полные отчёты об исследованиях русской экспедиции в Бассах. Археологи обнаружили самую старую из найденных на сегодня коринфскую колонну. Часть находок хранится в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.
С начала 20 века раскопками в Бассах занимаются преимущественно греческие археологии.
Описание
Храм Аполлона Эпикурейского — небольшое удлинённое сооружение размером 38,3 х 14,5 метров, основу которого составляют 15 х 6 дорических колонн. Строили его из известняка и отделывали мрамором. Святилище состоит из традиционных пронаоса, наоса и опистодомоса. Оно ориентировано с севера на юг, что нехарактерно для древнегреческих храмов. Но это объясняют расположением на горе и включением под его крышу ещё более мелкого храма, который ориентирован с запада на восток. Сейчас это одна из частей наоса.
С грубыми дорическими колоннами контрастирует богатый скульптурный интерьер целлы (внутреннего помещения) храма, где выделяются сюжетные композиции кентавромахии и амазономахии. Особенность святилища в соединении трёх ордеров (ионических колонн с ионическим фризом, дорического гексастиля, коринфских колонн).
Интерьер отличается асимметричностью оформления. Предполагают, что важную роль в этом играла главная статуя Аполлона Эпикурейского. Указывают на несколько мест, где она могла стоять. Считается, что в 4 веке до нашей эры её перевезли в храм в Мегалополь.
В настоящее время руины храма накрыты тентом во избежание разрушительного влияния осадков.