Шашикман
селоДата основания: 1829
Часовой пояс: UTC+7:00
Высота над уровнем моря: 958 м
Телефонный код: +738845
Почтовый индекс: 649449
Ближайший аэропорт: Горно-Алтайск
Шишикман – центр Шишикманского поселения, находится вблизи трасса Р-256 «Чуйского тракта». Топоним предположительно произошёл от названия Ачар-ман, которое в переводе звучит как «закрытая изгородь».
Природные условия
Село лежит в живописной горно-степной местности там, где река Урсул принимает воды Шишикмана и Шебелика. В окрестностях села на нижних склонах гор произрастает пион уклоняющийся, который иначе называют Марьин корень. Он принадлежит к группе редких растений. С 1975 года находится под охраной государства.
Марьин корень является хорошим медоносом. Он содержится в напитке «Байкал» как один из ингредиентов. Используется при выпечке бисквитов, добавляется в сливочные кремы с экстрактами и эфирным маслом корней.
История
Село основали в 1921 году в урочище Шишикман. Эту долину со всех сторон окружают горы и перешейки, расположенные над пойменными участками. До 1917 года в речной системе рек Шебелика и Шишикмана находились хозяйственные угодья алтайских кочевников.
Весенние и зимние пастбища занимали низменности вблизи рек на высоте 600-700 метров. Летом кочевники пасли скот на альпийских лугах в границах высокогорья.
В 1882 году Алтайская духовная миссия предоставила отчёт местным властям о действии туектинских крестьян. У татар они отнимали скот. Захват табунов они объясняли тем, что татары травили на полях посеянную ими пшеницу. Они специально засеивали сорняками возделываемые поля.
В 1897 году у реки Шашакман стояло 43 аила. В зимний период сенокосы и пашни огораживали от пастбищ, на которых пасли скот. Для орошения возделываемых полей использовалась вода из арыков.
В царский период большинство сельчан жили бедно. Когда свирепствовали болезни, в частности туберкулёз и оспа, многие из них умирали. Никто из проживавших в селе жителей не был обучен грамоте.
До революции невежество местного населения использовали в своих целях онгудайские купцы, в частности Иван Филатов, Данил Тобоков, Григорий Варвинский. Как пример, попавшие к ним в кабалу алтайцы не могли избавиться от неё на протяжении многих лет.
Леса и плодородные луга в окрестностях села принадлежали местным баям, русским купцам и частично чиновникам. Простые алтайцы в отличие от них влачили жалкое существование.
В советский период, в 1926 году, уже работало 63 хозяйства. В них проживали алтайцы, в частности 170 женщин и 165 мужчин. К селу близко подходили возделываемые поля, на которых росли ячмень, пшеница, овёс.