Ынырга
селоЧасовой пояс: UTC+7:00
Телефонный код: +738840
Почтовый индекс: 649185
Ближайший аэропорт: Горно-Алтайск
Ынырга лежит вблизи устья одноимённой реки в месте впадения её в воды Саракокши. Большинство местных жителей составляют крещёные тубалары. Топоним произошёл от объединения глагола «ыныр» - «скрипеть» и аффикса «гы».
История
Село возникло в 1850 году. До его основания местность покрывал густой лес, который тянулся до горы Кара-Чобор. Вдоль её подножья кочевали алтайцы. Они считали возвышенность местом обитания богов, которым поклонялись и приносили жертвы.
Существует древнее предание о помощи высших сил при нападении монголов на аилы кочевников. Когда алтайцы поднялись на гору для жертвоприношения, то возвышенность почернела. Монголы, не обнаружив дороги, вернулись обратно в степь.
В прошлом реки Ынырга и Саракокша изобиловали рыбой. В них водились щука, налим, урюп, хайрюз, тилмай и другие. От места слияния речных артерий до гор тянулся чёрный лес. В нём росли разные виды деревьев. Доминировали тополь, пихта, кедр, осина, тальник, ива, ракита.
Вблизи устья реки Ынырги также произрастали разные виды деревьев, кустарников и трав. Встречались калина, рябина, черёмуха, сосна, акация, бузина, ель и другие. Водились горностай, рысь, лось, лисица, олень и другие виды диких животных.
Миссионеры, прибывшие в здешние места для крещения алтайцев, построили для них домики после того, как они приняли православие. Но через некоторое время кочевники покинули новое жилье и переселились в обычные для них берестяные юрты. В 1869 году купцы Михайлов и Петров выделили деньги для строительства храма.
Церковь возвели в честь Казанской иконы Богоматери. При ней позднее открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались дети прихожан. В 1877 году село посетил архимандрит Владимир во время поездки к Телецкому озеру.
К 1882 году число домов увеличилось до 76. В них проживало 242 человека. В 1885 году в сельской школе училось 11 мальчиков. Весной в Ынырге побывал священник Ивановский. В 1895 года село стало заселяться русскими, среди которых находились состоятельные люди. Многие из них жертвовали свои средства на благие дела