Земмерингская железная дорога представляет собой выдающееся решение главных физических проблем в строительстве первых железных дорог. Построенная между 1848 и 1854 годами, протянувшаяся на 41 километр среди высоких гор, дорога - это один из величайших подвигов государственного проектирования в новаторскую эпоху железнодорожного строительства. Туннели, виадуки и другие постройки высокого стандарта обеспечивают возможность использования этой транспортной линии и по сей день. Также, учитывая ее конструкцию, великолепные альпийские природные зоны стали намного доступнее и были преобразованы в жилых и рекреационных целях, став новой формой культурного ландшафта.
Вплоть до Венской Депрессии, транспортный маршрут из долины Мерц использовался с доисторических времен. В Средние Века он считался одним из наиболее безопасных способов пересечь Альпы. Транспортом служили вьючные животные и повозки, запряженные быками, и этот путь стал одним из важнейших межнациональных наземных путей из Венеции в 12 веке. Однако, благодаря открытию путей Бреннер и Рэдстаттер Тром в южном направлении, Земмеринг основательно потерял свою торговую значимость. В 1728 году император Карл VI приказал преобразовать его в торговую и военную дорогу, подсоединив Австрию к Триесту (отсюда его название - Триестский маршрут)
В Европе первая дорога (для езды на лошадях) для любых перевозок была открыта в 1824-32 годах между Линцем и Ческе-Будеёвице, и в 1837 году была построена железная рельсовая дорога между Флорисдорфом и Дойч-Варграмом. В 1841 году на юге была открыта линия Вена-Глогниц, а в 1844 году к ней пристроили дополнительный участок из Мюрццушлага в Грац, оставив на трудной территории Земмеринга незастроенную дорогу. Позже линия в 1846 распространилась южнее в Цилли, в 1849 - в Лайбах (Любляна), и, наконец, через сложную карстовую местность в 1857 году в Триест.
Большинство порталов туннелей просты, но монументальны, и их дизайн различается. Опорные конструкции в значительной степени состоят из камня, но для облицовки сводов тоннелей и виадуков использован кирпич. На расстоянии 700 метров друг от друга расположены 57 двухэтажных домов для обслуживающего персонала, построенные в очень характерном земмерингском стиле - из булыжника, с кирпичной облицовкой. То, что осталось от первых станций, планировалось использовать в качестве радио- или водосточных станций, но из-за наплыва туристов их перестроили в намного более впечатляющие сооружения.
Внешний облик всей линии значительно изменился между 1957 и 1959 годами, когда были возведены вышки для электропроводов и появились электрические локомотивы. Сам перевал Земмеринг известен своей "летней архитектурой" вилл и отелей, построенных для венецианцев в живописной местности между Глоггницем и небольшим рынком Шоттвиен. Здесь были одни из первых созданных человеком альпийских курортов, построенных в течение нескольких десятилетий после открытия железной дороги. А создание первых туристических районов здесь началось еще до строительства линии, в первую половину 19 века, с развитием Райхенау-ан-дер Ракса и Пайербаха на северо-западе Глоггница.
На внешний вид вилл и отелей, построенных здесь, повлиял романтический историзм с примесью предшествующих готики и ренессанса. У многих строителей был в фаворе стиль "швейцарского шале", богато украшенный, с крутой крышей под острым углом. В течение некоторого времени после открытия линии в 1854 году уровень туризма в Земмеринге был на низком уровне. The Southern Railway Company, в то время управляющие линией, занялись решением этой проблемы в 1880 году, по настоянию королевского скульптора Франца Шонталера начав строить отель "Земмеринг". Что интересно, на архитектурный дизайн линии "Земмеринг" в огромной степени повлияла собственная вилла Шонталера, расположенная к югу от отеля. Использованная архитектором Францем фон Нейманом традиционная альпийская система оформления зданий деревянными рамами весьма понравилось управляющим, и в зданиях конца 19 века преобладал стиль "Земмеринг".