Новодевичий монастырь является выдающимся примером отлично сохранившегося монастырского комплекса, выполненного в стиле московского барокко в конце 17 века. Кроме прекрасной архитектуры и декоративных элементов, это место отличается показательно высоким уровнем планирования застройки. Ансамбль объединяет политическую и культурную природу существующего объекта Всемирного наследия - Московского Кремля. Монастырь тесно связан с русской православной верой, а также с русской историей, особенно 16-го и 17-го веков.
Монастырь находится в юго-западной части исторического города Москвы, недалеко от Москвы-реки. Территория монастыря огорожена стенами и окружена парком, который образует буферную зону. Парк ограничен городской застройкой на северной и восточной сторонах. На западной стороне он ограничивается Москвой-рекой, а на южной стороне находится городское шоссе. Северо-западный берег озера открывает живописные панорамы, важные для восприятия ансамбля.
Монастырь был основан великим князем Василием III в 1520-е годы по случаю освобождения Смоленска и его возвращения в состав Российского государства в 1514 году. Он был посвящен иконе Смоленской Божьей Матери, которая именуется «Одигитрия», высшей святыне русского православия. Монастырь окружен высокой каменной стеной с 12 башнями. Подъезды есть с севера (со стороны города) и с юга. Смоленский собор, сориентированный с запада на восток, находится в центре осей между двумя воротами. Схема территории монастыря является неправильным прямоугольником и простирается с запада на восток. Возникнув в 16 веке, ключевые особенности архитектуры монастырь получил от московского барокко в 17 веке. Расположение объектов на территории условно создаёт две оси. Восточно-западная ось формируется Успенской церковью и колокольней. Ось север-юг определяется двумя воротами. Северные ворота ведут к церкви Преображения, а южные – к церкви Пресвятой Богородицы. Трапезная и церковь Святого Амвросия располагаются возле южных ворот. Колокольня, построенная в 1683-1690 годах, в высоту достигает 72 м и состоит из пяти ярусов. Она построена из красного кирпича в стиле московского барокко с использованием декоративных элементов из белого камня. В монастыре есть ряд жилых и служебных зданий, многие располагаются вдоль стен.
Необычное расположение колокольни на дальнем конце оси восток-запад, недалеко от восточной границы, подчеркивает её органическую связь с близлежащими улицами, и особенно с Московским Кремлем. Этот аспект подчеркнут в визуальных связях и пространственной ориентации его планировки. Смоленский собор, ключевая точка монастыря расположен на пересечении двух осей территории и посвящен Смоленской Божьей Матери (постройка 1524-25 годов, картины 16-го века, иконостас 17 века).
Это было первое каменное сооружение ансамбля, возможно, спроектированное итальянским архитектором, из кирпичной кладки с каменными деталями. Здание имеет три нефа и заканчивается тремя апсидами; оно окружено двухъярусными галереями и увенчано пятью куполами. Наружные стены оштукатурены белым и сформулированы вертикально в секциях, каждая из которых заканчивается полукругом по линии крыши. Внутренние стены, столбы и своды покрыты фресками. Главная тема картин - текст акафиста с молитвами Богородице, выполненный в стиле, стремящемся к классическому древнерусскому. Деревянный иконостас, украшенный покрытой золотом резьбой, характерной для Московского барокко, включает в себя иконы 16 и 17 веков.
Церковь Святого Амвросия со старой трапезной и Ирининские камеры (конец 16-го – начало 17 века) включает в себя три основные объемы, сделанные из кирпича. Этот комплекс, из одного и двух этажей, довольно прост в архитектурном исполнении. Фасад церкви имеет типичные декоративные элементы 17-го века. Церковь Успения Пресвятой Богородицы и трапезная (1685-1687) построены из кирпича в стиле московского барокко: в основном, в один этаж с низкой линией крыши, исключение – башенная часть, увенчанная небольшими куполами. Имеется три входных подъезда, выступающих из здания. На внутренних стенах - украшения и иконостас, датируемый 17 - 20 веками.