Новгород был одним из главных центров российской культуры и духовности: его многочисленные памятники прекрасно сохранились до наших дней. Этот город является выдающимся культурным центром, местом рождения национального стиля в архитектуре и одним из старейших национальных школ живописи. Новгород в значительной мере повлиял на развитие русского искусства, начиная со среднивековья. Большое количество различных памятников, которые сохранились в Новгороде, делает его настоящей колыбелью русской архитектуры Средних веков и поздних более периодов (11-19 столетия). Они иллюстрируют постепенное развитие русской архитектуры.
Первые документальные упоминания о Новгороде относятся к 10 веку - в это время через город проходил важный торговый путь от Центральной Азии к Северной Европе (балтийские и скандинавские страны). Городская аристократия на народном собрании (вече) пригласила князя из шведской (варяжской) династии рюриковичей на царство. Среди русских городов только Новгород и Псков имели подобную организацию управления. В целом, она была очень похожа на ганзейские города, с которыми Новгород имел тесные торговые отношения.
Наиболее древние рукописи, написанные на старославянском церковном языке (11 столетие), были написаны в Новгороде, включая автономную историографию (датируемую 12 веком) и, в особенности, первый полный перевод на славянский язык Ветхого и Нового Заветов (конец 15 столетия). Новгород и Псков являются местом рождения русского каменного зодчества и первых национальных школ живописи.
Только после завоевания двух республик (в 1478 год был завоеван Новгород) московскими правителями нынешняя столица России приобрела культурное превосходство.
В Новгороде находится район Святой Софии, который включает: Кремль, обнесенный крепостными сооружениями 15 столетия (они были усилены в 17 веке), Церковь Святой Софии, датируемая серединой 11 столетия, а также другие памятники 12-19 веков, памятники в торговом районе (включая многие старинные церкви города, такие как Церковь Преображения, украшенная фресками конца 14 столетия, которые были возрождены византийским художником Феофаном Греком, он был ответственным за возрождение средневековой русской живописи, его учеником был Андрей Рублев); и четыре религиозных монумента (12 и 13 столетия), находящиеся за пределами старого города (включая знаменитую Церковь Нередицы).