На востоке Бакинской агломерации, в Сураханском районе, находится уникальное святилище — храм огнепоклонников Атешгях. Его название переводится как «Дом огня». Расположен он на восточной окраине поселения Сураханы. Храм возник округ горящего выхода природного газа. В древности такие места считались священными для огнепоклонников.
История
Апшеронский полуостров в исторических хрониках нередко упоминают как местность, где встречаются горящие огни. Предполагают, что источник огня в Сураханах был объектом поклонения ещё в античную эпоху, и эта традиция продолжилась во времена Сасанидского владычества в регионе, ведь зороастризм (поклонение огню) было главной религией этой иранской державы.
Храм существовал в средневековье, но был разрушен. Лишь с 15 века, когда Ширван наладил отношения с Индией, святилище восстановили прибывшие сюда сикхи из секты моннас. Они поклонялись огню и даже сжигали в храме мертвецов. Вскоре место стало объектов паломничества для индусов и парсов-зороастрийцев. При храме жили священнослужители.
Атешгях выстроили в 1713 году на фундаменте более старых сооружений. В 18 веке первые описания храма огня сделали европейцы, поражённые необычной религиозной традицией в сердце мусульманской страны.
Из-за начала нефтяного промысла огни Атешгяха ослабели, а в 1902 году и вовсе угасли. Последний парс-священнослужитель умер за четверть века до того события.
Лишь в 1975 году после реставрационных работ храм, уже в качестве музея под открытым небом, вновь стал доступен для паломников — туристов. Ныне Атешгях является государственным историко-архитектурным заповедником. Ежегодно музей посещают 15 тысяч человек. Среди посетителей есть и современные зороастрийцы из иранцев или парсов, которые проводят в храме службы.
Описание
Несмотря на время строительства, Атешгях наследует архитектурный стиль эпохи Сасанидов и в целом повторяет древние традиции обустройства таких храмов.
Святилище окружено шестиугольной зубчатой стеной с входным порталом, над которым обустроена балахана (гостевая комната). В центре двора находится собственно храм.
Храм представлен алтарём. Это открытое квадратное в плане пространство со столбами по углам, которое перекрыто куполом. Стороны квадрата обращены по сторонам света. Именно здесь проводили ритуалы и службы.
Облик Атешгяха формировался в течение 18-19 века. Святилище обустраивалось под нужды паломников. Так появились молельни, караван-сарай и кельи. На кельях имеются так называемые посвятительные надписи, выдолбленные на каменных табличках.
Ещё в начале 20 столетия надписей в храме было 18, но до нашего времени сохранились 17. Четырнадцать надписей принадлежат индусам, две — сикхам, одна — персам. Последняя написана арабской вязью на персидском языке. Индусские — письмом деванагари на языке хиндустани или его диалектах с использованием «испорченного» санскрита. Сикхские надписи сделаны на языке пенджаби письмом гурмуки.
Надписи имеют датировку: 18-19 века. Они почти полностью расшифрованы и дают информацию об особенностях ритуала и о паломниках.