Высокогорная дорога Гросглоккнер — панорамная автодорога, соединяющая австрийские земли Зальцбург и Каринтия. Она проложена через альпийский массив Высокий Тауэрн, где находится высочайшая гора Австрии — Гросклоккнер (3798 метров).
История
В 1924 году группа экспертов впервые представила проект автодороги через перевал Хохтор в Высоком Тауэрне. Тогда к этой идее отнеслись скептически. Ссылались на мало количество частных автомобилей в стране. К тому же Австрия всё ещё переживала тяжёлые последствия Первой Мировой войны, и денег на проект попросту не было.
Помог воплотить идею высокогорной дороги мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году. Благодаря строительству дороги правительство собиралось обеспечить работой более 3 тысяч безработных. Одновременно обновили проект: расширили дорогу до 6 метров, что повышало пропускную способность трассы до 120 тысяч посетителей в год. Затраты на строительство планировали окупить, взимая плату за проезд, так как дорога рассматривалась прежде всего как туристический объект.
Строительство начали 30 августа 1930 года, когда произвели первый взрыв породы. Через четыре года дорожное полотно испытал глава правительства Зальцбурга. В эксплуатацию высокогорную трассу сдали в августе 1935 года. Стоимость проекта с учётом второстепенных работ составила 910 миллионов шиллингов (по ценам 1990 года) — на 7 миллионов меньше, чем предполагалось.
Дорога начала окупать себя сразу. Уже на следующий день после открытия состоялись международные автомобильные и мотоциклетные гонки Grossglockner Races. А наплыв посетителей за первый год использования трассы почти в три раза превысил расчётный план и составил 375 тысяч посетителей (98 тысяч автомобилей).
В течение последующих лет (не считая периода Второй мировой войны) популярность трассы только росла. Так, в 1962 году высокогорной дороги Гросглоккнер воспользовались 1,3 миллиона посетителей (360 тысяч автомобилей).
В середине 1970-х количество автопотока на трассе снизилось из-за строительства двух магистралей через Высокий Тауэрн. Впрочем, от этого дорога только выиграла, превратившись из загруженного трансальпийского шоссе в популярный экскурсионный маршрут.
Движение на высокогорной дороге Гросглоккнер впоследствии всё же выросло. Это позволило модернизировать трассу: расширить ширину до 7,5 метров и увеличить число парковочных мест до 4 тысяч (было 800).
Описание
Длина панорамной дороги 48 километров. Это серпантин 36 поворотов. Начинается дорога на высоте 806 метров в зальцбургской коммуне Фуш-ан-дер-Гросглоккнерштрассе и заканчивается на высоте 1301 метр в каринтийской коммуне Хайлигенблут. Максимальная высота, которую преодолевает трасса — перевал Хохтор (2504 метра).
До 1937 года дорога работала только 132 дня в году. Первоначально в случае снегопадов дорогу расчищали вручную, лопатами. С 1953 года уборку снега выполняет специальная техника. В 1960-х срок доступности трассы увеличили до 276 дней. Постоянно она открыта с мая по конец октября. Впрочем, в тёмное время суток автомобили на трассу не впускают.
Достопримечательности
Высокогорная дорога Гросглоккнер популярна благодаря красивым пейзажам, которые открываются по обе стороны трассы. Она проходит неподалёку от Гросглоккнера и раскинувшегося у его подножья ледника Пастерце, крупнейшего в Австрии.
На дороге создано много смотровых площадок. Самой известной и крупной является центр кайзера Франца Иосифа с видом как раз на Гросглоккнер.