Боянская церковь, или храм святых Николая и Пантелеймона находится в селе Бояна (городской округ София) южнее столицы страны. Церковь является одним их культурных символов Болгарии.
История
Облик церкви создавался в три этапа. Самую старую (восточную) часть возвели в 10 веке. Она представляла собой одноапсидную кресто-сводчатую церковь со встроенными крестообразными опорами. Она была храмом загородной резиденции местного феодала.
В начале 13 века по приказу севастократора (наместника провинции) Калояна к храму пристроили двухэтажную церковь. Этот придел, который называют Калояновой церковью, относился к распространённому тогда типу церквей-усыпальниц. Семейный склеп находился на первом этаже, а на втором — часовня. При этом и фасад, внутренний интерьер новой части церкви гармонировал со старой.
Третий придел Боянской церкви появилась в середине 19 века. Местные жители хотели построить новый храм на месте средневекового. Однако древнюю церковь спасла принцесса наследника болгарского престола Элеонора. По её инициативе Боянскую церковь расширили, а территорию вокруг — облагородили. Так возник церковный парк с американскими секвойями, которые здесь посадили по желанию супруга Элеоноры принца Фердинанда I. В 1917 году в церкви похоронили Элеонору (на том момент уже царицу).
В 1954 церковь закрыли на реставрацию, и лишь спустя полвека частично открыли для посетителей.
Фрески
Боянская церковь знаменита фресками. Её стены украшены 89 композиций и 240 отдельными фигурами неизвестного авторства. Броянские мастера — собирательное название для уникальной традиции православной живописи, которая существовала на протяжении нескольких веков, яркий пример Тырновской школы стенописи.
Фрески Боянской церкви датированы четырьмя периодами. Самые старые выполнены в 11-12 веках. Они находятся в первом приделе и сохранились частично, так как большая их часть покрыта слоем фресок второго периода. Калоянову церковь и первый предел украшают работы мастера Василия (те самые работы второго периода) — единственного известного автора фресок храма. Он создавал их в середине 13 века и закончил в 1259. Кроме того, во втором приделе есть фрески 14-16 веков. Четвёртый цикл фресок относится к 1882 году и размещён в третьем приделе.
Фресковый цикл Боянской церкви ценен хорошей сохранностью оригинальной росписи. Также он демонстрирует высокий уровень исполнения, психологизм образов и при этом неукоснительное следование канону. Среди сюжетов фресок — сцены из Нового Завета, эпизоды из жития святого Николая Мирликийского, портреты севастократора Калояна и его жены, царя Константина I Тиха и царицы Ирины.