Тапа
Tapa, городЧасовой пояс: UTC+2
Почтовый индекс: 45106–45109
Ближайший аэропорт: Юлемисте
Город Тапа – административный центр одноимённой волости и крупный железнодорожный узел. Его название произошло от эстонского слова «tappa», что в переводе означает «убивать». Такой топоним он получил в связи с многочисленными сражениями, произошедшими здесь несколько веков назад.
История
Первые упоминания о деревня Тапа датируются 1482 годом. Рядом с ней была возведена одноимённая Рыцарская усадьба, которую местные жители позже назвали Тапа-Мыза. Сведения о ней задокументированы в письменных источниках от 1629 года.
Первоначально деревня располагалась в пределах вотчины Ярвамаа. Но во время Ливонской войны в ходе боёв она частично сгорела. Позже в период Северной войны деревню вместе с соседней одноимённой мызой полностью уничтожили. Вновь они были отстроены уже находясь в составе Российской империи.
Во второй половине 19 столетия рядом с деревней Тапа была построена одноимённая железнодорожная станция на линии Палдиски – Тапс - Нарва – Гатчина. Первое здание вокзала появилось в 1870 году. Спустя 6 лет её статус поднялся до узловой станции. К тому времени рядом с ней вырос посёлок с общежитием, аптекой, продуктовыми и мануфактурными лавками, жилыми домами.
В конце 19 столетия вблизи стоящие друг к другу деревня, мыза и пристанционный посёлок в целом представляли собой небольшой городок. Первая школа здесь открылась в 1885 году. Примерно через 5 лет заработал завод мясной продукции, где производили колбасы, сало, ветчина. Позже стала работать гостиница, где посетителям предоставлялись санаторные услуги.
На рубеже 19 и 20 столетий открылись образовательные учреждения – городское училище и три гимназии. Почти в то же время заработала мастерская по изготовления карет, колясок, саней и лыж. Церковь святого Иоанна Предтечи появилась в 1904 году, немного позже протестантская кирха. На протяжении следующих лет поэтапно открылись клуб и Народная школа.
Новое здание вокзала из красного кирпича было построено в 1914 году. Его вход украшал декоративный фронтон. Спустя 2 года появилось ещё одно капитальное строение, где разместилось депо для ремонта паровозов. В 1919 году станция и рядом с ней расположенный посёлок стали называться Тапа также, как и соседние деревня и маза.
Статус города Тапа получила в 1926 году. Её облик со временем изменился, появились новые здания и сооружения. Провели реконструкцию вокзала, построили новую водонапорную башню, открыли шерстяную фабрику. Вскоре появились лесопильня и склад готовой деревянной продукции.
Впоследствии было построено и открыто много новых предприятий. В постсоветский период в городе появились индустриальные зоны, стали развиваться небольшие предприятия, связанные с предоставлением строительных, транспортных и бытовых услуг.