Петровск-Забайкальский
городцентр муниципального района Петровск-Забайкальский район
Дата основания: 1789
Ближайший аэропорт: Краснокаменск
Петровск-Забайкальский — это городской округ в составе Забайкальского края Российской Федерации. Расположен город в котловине между отрогами двух хребтов недалеко от границы с Бурятией. Через город проходит Транссибирская магистраль, по которой можно добраться до Читы (413 километров), и автодорога М55 (до Читы — 480 километров, до Иркутска — 652 километра).
Петровск-Забайкальский основан в 1789 году и назывался в то время селом Петровский Завод. Имя это дала ему Екатерина II. До сих пор историки спорят, в честь чего или кого наименовали село. По одной гипотезе — в честь российского императора Петра I, а по другой — по названию местного храма апостолу Петру. Название Петровский Завод продержалось до 1926 года, когда село переименовали в город Петровск-Забайкальский.
Начало истории села положило строительство чугунолитейного и железоделательного завода, которое возникло после открытия Балягинского месторождения железной руды (весна 1789 года). На заводе работали, в основном, ссыльные и каторжане (1307 человек), а охраняли их казачья сотня (125 человек) и офицеры Забайкальских стрелковых войск. Петровский завод примечателен тем, что на нем впервые в черной металлургии была использована паровая машина.
История города неразрывно связана с именами декабристов, которые там отбывали каторгу (1830—1839 годы). 71 человек перевели из Читинского острога пешком в Петровск-Забайкальский, затем, сюда же переехали их жены.
Декабристов не допускали до работ на самом заводе, но они были заняты на ремонте дорог и рытье сточных канав. Кроме того, на тюремном дворе были построены мастерские, где каторжные занимались разными ремеслами, обучали друг друга и местных детей тому, чем сами искусно владели. Данное общество заключенных получило название «Большая артель» и было, по своей сути, коммуной с общими (артельными) деньгами, выделяющимися на питание, литературу, одежду и материальную помощь, уезжавшим на поселение и солдатам-декабристам. Для заводских детей была организована школа, где давались уроки грамоты, а жены каторжников обучали местных женщин музыке, пению и рукоделию.
Петровская тюрьма не сохранилось до сего времени. После пожара (1866 год) остался только фрагмент забора, окружавшего острог, который был в последствие перенесен в Музей декабристов.
К концу XIX века производить железо стало нерентабельным и к 1905 году оно перестало выпускаться, хотя литье чугуна еще продолжалось. Однако, в 1908 году с появлением у завода новых арендаторов, началась реконструкция и возрождение производства, появились оборонные заказы. К 1920 году это было единственное предприятие в Восточной Сибири с производственным циклом от доменной печи до станка. В 1937 году начались поставки продукции в Китай и Японию.
Во время и после войны 1941—1945 годов мощности по плавке стали еще больше расширяться и в 1970 году суммарное производство продукции выросло в 13 с лишним раз по сравнению с 1940 годом. Лишь с началом 90-х годов начался спад, связанный с состоянием экономики во всей стране. Постепенно цеха начали закрываться, и в 2001 году металлургический завод остановился полностью.
Среди культурно-исторических ценностей города можно выделить дом И.И. Горбачевского (последний декабрист, покинувший Петровскую тюрьму), в котором находится филиал Музея декабристов. Сохранилось также кладбище с усыпальницами декабристов и их семей, в частности, склеп-часовня Муравьевых, сооруженная по проекту Н.А. Бестужева. Рядом с часовней установлена стела в память об усопших декабристах и их родных. На одной из сопок восстановлен крест Лунина. В экспозиции Музея декабристов можно увидеть уникальные экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью известных узников Петровской тюрьмы.
Кроме того, сохранились памятники архитектуры XIX—XX веков: жилые дома и усадьбы местных купцов.