Строительство города Петра Великого, величественного символа России, началось в XVIII веке благодаря колоссальному труду русских солдат, шведских и османских военнопленных, а также эстонских и финских рабочих. Метаморфоза прибрежной зоны города, где были возведены превосходные дворцы, церкви и монастыри, а также двухэтажные каменные дома, вписавшиеся в планировку города, созданную французом Александром Леблоном, была завершена менее чем за два десятилетия.
Сеть каналов, улиц и набережных создавались постепенно, начиная с правления Петра Великого. В XVIII веке под руководством императриц Екатерины II Великой, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны городской пейзаж Санкт-Петербурга постепенно принимал монументальные черты. Множество иностранных архитекторов, в том числе Растрелли, Кваренги, Ринальди, Камерон и Валлен-Деламот, соперничали друг с другом в смелости и великолепии монастырей и дворцов столицы, имперских и княжеских пригородных резиденций – Царского Села, Петродворца, Ломоносово, Павловска, Гатчины и других.
Вновь при Павле I, начавшем строительство Михайловского дворца, и особенно в XIX веке при Александре I продолжалось возведение удивительных памятников архитектуры: Площади Искусств, дворцов, театров Карло Росси, собора в честь иконы Казанской Божьей Матери Воронихина, Исаакиевского собора Огюста Монферрана, созданного при содействии Василия Стасова, Андрея и Александра Михайловых, Абрама Мельникова. История градостроительства Санкт-Петербурга по праву считается единственным примером масштабного проекта, который сохранил изначальный замысел создателя, несмотря на смешение, казалось бы, непримиримых стилей. Стоит упомянуть барокко Смольного собора, начатого Бартоломео Растрелли в 1748 году и завершенного Василием Стасовым в 1835, и рафинированный неоклассицизм Таврического дворца.
Заставляет любоваться собой и архитектура Зимнего дворца на Дворцовой площади, где Растрелли дал полную свободу своему воображению и обеспечил прекрасный фон для Александровской колонны, возведенной в период с 1830 по 1834 годы Огюстом Монферраном. Вечное величие этого исторического центра возвышается над природным ландшафтом, его архитектура открыта морю, овевается морским бризом и пересечена каналами, протекающими под более чем четырьмя сотнями мостов. Разноцветная, сверкающая столица Балтии – Санкт-Петербург – сочетает в себе яркие цвета штукатурки и лепнины, мрамор, гранит и порфир, блеск позолоченных украшений с зеленью парков и необыкновенной синевой вод Невы благодаря стараниям архитекторов, творивших с 1703 года и до настоящих дней.
Ансамбли, появившиеся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области благодаря труду множества талантливых зодчих, оказали большое влияние на развитие монументального искусства и архитектуры России, а также Финляндии в XVIII и XIX веках. Кроме того, Санкт-Петербург стал местом, где происходили исторические события мирового значения.