В Хабаровском крае, в полукилометре от села Сикачи-Алян, прямо на правом берегу Амура разбросаны базальтовые валуны. Известность они получили благодаря многочисленным и разнообразным изображениям (петроглифам) на них. На валунах выдолблены животные, сцены охоты, лица людей и маски. Для Хабаровского края довольно обычны подобные изображения на камнях. Уникальность же петроглифов Сикачи-Аляна в том, что в одном месте собраны, словно в галерее, все характерные темы петроглифов, встречающихся в регионе.
Петроглифы впервые описал натуралист Ричард Маак в 1859 году, однако мировую известность они получили в 1930-х годах после публикаций археолога Алексея Окладникова. Устойчивый научный интерес к этим петроглифам вызван разнообразием тематики рисунков, их сильными орнаментальными традициями и символизмом. Неизвестно, с какой целью древние люди наносили на камни эти рисунки, но они предоставили для исследователей богатый фактический материал для изучения образа жизни и верований современников древних «живописцев».
Древнейшие из петроглифов датируются 12 тысячелетием до нашей эры. На них, в частности, изображены мамонты и дикие лошади, которые водились в этой местности только в ледниковый период. Эти рисунки созданы с помощью каменных орудий труда. Самые поздние из изображений сделаны 5 тысяч лет назад уже железными инструментами. Всего описано более 300 петроглифов. К сожалению, из-за расположения в подтапливаемой пойменной зоне, часть из валунов снесена во время ледоходов и ныне находится на дне Амура. Те, что остались (около 200 валунов с изображениями), являются музеем под открытым небом. Некоторые из валунов были скопированы: точные бетонные муляжи Сикачи-Алянских петроглифов составляют экспозицию перед музеем археологии в Хабаровске. В 2003 году петроглифы Сикачи-Аляна внесены в «кандидатский» список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эта местность была заселена нанайцами, для которых изображения на валунах имели ритуальное значение. Видимо, современным людям не дают покоя лавры древних умельцев, которые выселки петроглифы: на валунах, свободных от изображений, посетители этого памятника старины высекают свои «послания потомкам»: надписи, даты, лица и узоры.