Тюркское святилище Мерке — археологический комплекс в Меркенском районе Жамбылской области. Это один из немногих следов древнетюркского этноса, сохранившийся практически в полном объёме. Научная ценность святилища в том, что оно последовательно демонстрирует культурную эволюцию тюрков на протяжении всего средневековья.
Природные условия
Святилище Мерке расположено в 37 километрах от села Мерке. Его объекты затеряны в горах Тянь-Шаня в труднодоступных и необитаемых местах, что обеспечило им сохранность. Святилище раскинулось на нескольких плато Киргизского Алатау (Аралтобе, Улысай, Сандык, Кашкасу, Шайсандык) на высоте до 3 тысяч метров и охватывает площадь 250 квадратных километров.
В этой местности, где доминирует долина реки Мерке, обитают типичные представители животного и растительного мира Тянь-Шаня, при этом выявлены 15 эндемиков. Нетронутые субальпийские и альпийские луга претендуют на то, чтобы стать заповедной зоной.
Особенности
Материальное наследие древних тюрков разбросано по всей степной и полупустынной ойкумене Евразии и представлено погребальными и ритуальными объектами. Но нигде они не сохранились в таком виде и объёме, как в святилище Мерке.
Ландшафты Мерке с их тучными лугами и обилием источников воды привлекали тюрков-кочевников. Атмосфера высокогорья и близость к небу отражали домусульманские религиозные воззрения местных скотоводов. И кажется неслучайным, что именно здесь, вдали от шумных городов и трактов, тюрки выбирали ложе для перехода в иной мир и общения с духами.
Тюрки использовали святилище в культовых целях в 6-14 веках. Всего в Мерке обнаружили 170 курганов. Типичными объектами Мерке являются небольшие «храмовые» комплексы, состоящие из курганов, погребальных ограждений и балбалов (стел, в которых угадывались человеческие черты). Таких комплексов и одиночных захоронений обнаружили 70 штук. Более всего найдено курганов высотой до 1,2 метра и диаметром до 12 метров, в центре которого установлено каменное изваяние. Среди балбалов преобладают женские фигуры, что связывают с культом матери-прародительницы.
Загадки истории
Исследователи затрудняются однозначно ответить, кому из разношёрстного полотна тюркских народов и племён принадлежали курганы и захоронения. Очевидным считают факт, что в разные периоды оно использовалось разными племенами. Но отсутствие письменных свидетельств о святилище затрудняет изучение.
Гипотезы основывают на сравнении техник захоронения и особенностях изваяний. Похожие некрополи находятся в Тыве, Южной Сибири, Алтае, Центральном Казахстане и даже в восточно-европейских степях. Предполагают, что наиболее ранние объекты (6-8 век) принадлежали тюркам Жетысу (Семиречья). Наследие 11-13 веков соотносят с расцветом кыпчаков (половцев).