Байкит
селоДата основания: 1927
Часовой пояс: UTC+7
Телефонный код: +739178
Ближайший аэропорт: Байкит
Село Байкит протянулось вдоль правого берега реки Подкаменная Тунгуска в том месте, где в неё впадает Байкитик. От райцентра населённый пункт удалён на 350 километров. Местность лежит в пределах Среднесибирского плоскогорья и раскинулось на плато. Село основали одновременно с Байкитским туземным исполкомом в начале советской эпохи.
История
Первую школу открыл студент-этнограф из Ленинграда, когда был командирован институтом для прохождения практики. Его первоначальной целью было изучение культуры и традиций эвенков. Во время практики ему поручили открыть учебное заведение на Подкаменной Тунгуске.
Осенью в тайге организовали кочевую школу. В ней студент-практикант обучал грамоте эвенков, в большинстве взрослых. В конце 1929 года достроили здание школы, куда переехало учебное заведение. Это было первым образовательным учреждением стационарного типа на территории района.
В 1930-х годах в селениях стали открываться кооперативные магазины. Один из таких стал функционировать в селе для обеспечения местных жителей необходимыми промышленными и продовольственными товарами. В тот период оленеводство было главным развивающимся направлением в аграрной сфере. В совхозе «Оленепитомник» насчитывалось 513 голов оленей. К 1944 году их число увеличилось до 7100.
Первый самолёт в село прибыл в 1938 году. Кукурузник По-2 сел на воду на лыжах, подойдя к берегу, он выпустил колёса и выкатился на косу – устье реки Байкитик. Накануне Великой Отечественной войны построили береговой авиапорт. На фронт из Байкито ушло 498 жителей, большинство из них погибли на полях сражений. В память о них был установлен мемориал.
Начиная с 1950-х годов, в село в летний сезон летали «Каталины», оснащённые лыжами для посадки на воду. В зимний период для воздушных перелётов использовались Ли-2. Все рейсы имели эпизодический характер и осуществлялись по мере необходимости. Взлётная площадка строилась параллельно основной работе – на субботниках и воскресниках. До 1978 года полоса была грунтовой и после дождей приходила в негодность. После того, как её покрыли бетоном, рейсы стали регулярными.