Томпонский улус
Томпо улууhа, муниципальный районПлощадь: 135843,5 кв. км
Дата образования: 1931
Часовой пояс: MSK+6 (UTC+9)
Ближайший аэропорт: Зырянка
Томпонский улус – крупный муниципальный район в восточной части Якутии. По площади он превышает территория Греции, а вот плотность населения незначительная: всего 9 человек на 100 квадратных километров. Томпонский улус – один из районов с преобладающим русским население. Якутов здесь всего 30%, ещё меньше – эвенов и украинцев. Больше половины населения живёт в посёлке городского типа Хандыга. Это региональный транспортный центр, через который проходит автотрасса «Колыма» и речной маршрут по Алдану. В улусе используется также авиасообщение между населёнными пунктами (всего их 14).
Природные условия
Томпонский улус делится на две природные территории: равнинную и горную. Возвышенная холмистая равнина раскинулась в юго-западной части района. На равнине находятся практически все поселения улуса. Гористая часть занимает большую часть района. Здесь хребет Черского переходит в хребет Сеттэ-Дабан. Горы образуют лабиринт гребней, отделённых друг от друга ущельями и узкими речными долинами.
Главная река улуса – Алдан, приток Лены. Он протекает по равнинной части района. В него впадает много рек, в том числе и Томпо, по которой назван улус. Истоки многих рек лежат в горах. Изобилует улус и озёрами, в том числе и горными.
В хозяйственном отношении Томпонский улус имеет определённый потенциал, что связано с обнаружением нескольких видов полезных ископаемых. Пока же основным ресурсом края являются лес и его дары. Земель сельскохозяйственного назначения очень мало: в основном, это пастбища.
История
Древнейшее населением улуса – эвены. Они занимались охотой и скотоводством, вели кочевой образ жизни. В средние века сюда проникли якуты, но ещё в начале 20 века эвены составляли этническое большинство в этих краях. Они, как и якуты, до включения в состав Российского государства, не знали государственности.
До революции земли улуса входили в состав Якутского округа. Улус образован в 1931 году из четырёх наслегов Верхоянского, Оймяконского и Таттинского районов. При формировании улуса планировали, что он будет национальным эвенским районом, которые компактно проживали на его территории. Улус менял несколько раз состав наслегов и очертания.
Большая часть населённых пунктов Томпонского улуса возникли уже в советские времена. Основной вклад в освоение региона внесли заключённые лагерей. В Хандыге, которая появилась в 1938 году и развивалась в связи со строительством автодороги «Колыма», в своё время находились управления и трудовые лагеря подразделений Дальстроя. Лагеря свернули в середине 1950-х годов.