Древний город Сураж, не уступавший когда в политическом и экономическом статусе Витебску, сегодня является всего лишь посёлком в составе Витебского района. В 14-ти километрах от Суража находится государственная граница Белоруссии с территориями Смоленской области Российской Федерации.
Транспорт
Автомагистраль Р112 соединяет Сураж с транспортным узлом Витебска, откуда открывает выход на автомагистрали в направлении Орши, Полоцка, Минска, Лепеля и железнодорожной станции Витебск-Пассажирский.
Оба берега Западной Двины соединены паромной переправой в центре города. На шоссе Р112 через реку Каспля построен автомобильный мост, а рядом с ним перекинут деревянный пешеходный мостик через мелководную Суражку. Однако в период весенних паводков речка частенько «проглатывает» его целиком.
Природные условия
Сураж лежит в долине слияния рек Западная Двина и Каспля. Здесь же к руслу Каспли примыкают два небольших ручья Суражка и Неворожка.
История
В таком живописном и стратегически выгодном расположении, на мысе меж русел Двины и Каспли, князь литовский (а впоследствии король Речи Посполитой) Сигизмунд II Август во второй половине 16-го столетия строит укрепленный Суражский бастион с деревянным замком для защиты своих земель от посягательств московских князей. Высота защитных земляных валов, окружавших замок достигала 4 метров, а попасть на территорию крепости можно было только по перекидному мосту через рвы с водой. Для привлечение в Сураж зажиточных горожан, торговцев и ремесленников, Сигизмунд II дарует городу Магдебургское право на самоуправление.
После присоединения этих земель к Российской империи к концу 18-го века Сураж потерял не только свою оборонную функцию, но и лишился всех вольностей. Замковая крепость приказала долго жить, а город пришел в упадок. В 19-м веке экономическое равновесие Суража держалось на стекольном и бумажном производстве.
В середине 18-го века на территории города строится три грандиозных по своим масштабам православных храма, ни один из которых не сохранился. А во второй половине прошлого века, когда улеглись атеистические гонения советской власти на церковников, местная городская община перестраивает пустующий магазин в церковь, которая была освящена в честь апостолов Петра и Павла (действует по сей день).