Карталинский район
муниципальный районПлощадь: 4726,4 кв. км
Дата образования: 1926
Часовой пояс: MSK+2 (UTC+5)
Ближайший аэропорт: Уфа
Карталинский район – второй по величине муниципальный район Челябинской области. Его административным центром является город Карталы, расположенный на пересечении железнодорожных веток Уфа – Астана и Челябинск – Орск. Район на юго-востоке граничит с Казахстаном. Всего в районе около полусотни населённых пунктов, но более половины населения проживает в районном центре. На территории района находится анклав – городской округ Локомотивный.
Природные условия
Карталинский район раскинулся на просторах волнистой равнины – Зауральского плато. Равнину прорезают долины рек и овраги с обнажениями скальных пород. Реки района относятся к бассейну Тобола и протекают с запада на восток. Они имеют чётко выраженный сезонный характер и в засушливый период сильно мелеют, а то и пересыхают. Крупнейшие реки: Нижний Тогузак, Карагайлы-Аят, Карталы-Аят, Камысты-Аят.
Климатически земли Карталинского района – степь. Фактически – лесостепь, особенно на северо-западе. Некогда здесь зеленели леса, тянувшиеся от Южного Урала до Алтая. Ныне от него остались лишь островки Джабык-Карагайского бора – реликтового леса, что является памятником природы.
История
На территории района обнаружено несколько городищ бронзового века – свидетельство древности заселения здешних мест. В 1 тысячелетии до нашей эры регион заселяют кочевники, господство которых продолжалось почти две тысячи лет. Этот край свидетель расцвета и падения могущественных держав кочевников: Тюркского каганата, Монгольской империи, Белой Орды.
Частью Российского государства территория Карталинского район стала в начале 19 века. До присоединения к России здесь кочевали казахи. Среди первых русских населённых пунктов: посёлки Полтавский (ныне Карталы) и Варшавка, основанные как военные форпосты Оренбурского казачьего войска. Территория района числилась в Новолинейном районе, позже (и до 1923 года) – Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии.
В 1910-х годах около Полтавского прошла железная дорога, которая дала посёлку новую жизнь. Чуть ранее у посёлка обнаружили залежи угля. Со временем посёлок превратился в региональный промышленный центр и важный транспортный узел. Районными центром он стал в 1926 году.