Историко-археологический комплекс «Кёнеургенч» расположен на севере Туркменистана, в Дашоузском велаяте. Он лежит южнее современного города Кёнеургенч, вблизи Амударьи. Расцвет города пришёлся на средние века.
История
Кёнеургенч с персидского языка переводится «старый Ургенч». В средние же века он был известен как Ургенч. Город возник в начале нашей эры на Великом Шёлковом пути и быстро стал крупнейшим поселением региона.
Ургенч упоминается в священной книге зороастрийцев «Авеста» как Урга, или Урва. Также встречалось название Хаджирд (Хангирд). После исламизации Средней Азии название города звучало как Гургандж.
С 305 по 995 год Кёнеургенч входил в состав государства Афригидов, что занимало низовья Амударьи. Из него выделился Ургенчский эмират, где Гургандж был столицей. Затем город попал под власть государства Газневидов, но в 11 веке стал частью государства Хорезмшахов в статусе столицы.
Хорезмшахский период (12-13 века) стали периодом расцвета города. Его называли «сердце ислама». Ургенч-Гургандж превосходил по населению все города Средней Азии, был центром торговли, ремёсел, учёности и искусств.
В 1221 году город пал под натиском армий Чингисхана и вошёл в состав Золотой Орды. Полтора столетия спустя Кёнеугренч уже был независимым городом и столицей сначала автономного, а затем независимого Хорезма (в 1359-1388 годах).
Походы Тамерлана в начале 15 века вновь подорвали могущество города. Возродился он ненадолго. В 16 веке Амударья изменила русло, и жителям Гурганджа пришлось искать новое место для жизни. Когда в 1646 году появился новый Ургенч, Гургандж уже превратился в небольшое поселение, который назвали Старый Ургенч, или Кёнеургенч. Вскоре город совсем опустел. Лишь в первой половине 19 века, когда долину Амударьи пересекли новые оросительные каналы, в населённый пункт вернулись люди. Но это уже история современного Кёнеургенча.
В 1929 году, когда под руководством востоковеда Александра Якубовского провели первые исследования древнего Кёнеургенча, большинство его памятников уже разрушились.
Культурное влияние
Кёнеургенч славился не только как политический, экономический и культурный центр. Здесь зародилась и процветала школа мастеров строительного дела. Она достигла такого уровня мастерства, что оказала влияние на весь мусульманский мир. Постройки этой школы можно увидеть от Закавказья и Ирана до Средней Азии и Индии.
Влияние этой школы частично сохранилось. Оно отображалось в конструкции зданий, формах и особенностях украшения. Современные печи для обжига, используемые в Туркменистане, впервые построили в Кёнеургенче.
Достопримечательности
Самым древним сооружением древнего города является «Кыркмолла» — крепость (2-5 век). На её месте в средние века находилась Академия, в которой обучались многие учёные, в том числе и Авиценна.
Памятники 11-17 веков представлены ворота караван-сарая, мечеть, минарет, мавзолеи и укрепления. Доминирующий объект — 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура. По сей день это самый высокий кирпичный минарет на планете.
Согласно преданию, в некрополе древнего города похоронены 360 святых ислама. Здесь находится два десятка мавзолеев в разной степени сохранности. Самый старый — усыпальница иль-Арслана, заложенный в 11 веке. Мавзолей Тюрабек-ханум (12 век) был восстановлен в 1990 году. Самый известный мавзолей Кёнеургенча также относится к 12 веку и посвящён Наджмеддину аль-Курба — основоположнику суфизма в Хорезме.